logo

Бюджет для граждан

департамент финансов администрации города мегиона

Создано: 02.07.2012 | Изменено: 02.07.2012

Наталья Мартынюк: «Главная задача – не допустить неэффективного расходования бюджетных средств»

Наталья Мартынюк: «Главная задача  – не допустить неэффективного расходования  бюджетных средств»

Каким будет завтрашний день нашего города, как он будет жить и развиваться, какие социальные проекты и программы должны стать приоритетными в политике муниципальной власти сегодня? Ответы на эти вопросы напрямую связаны с финансовыми возможностями местного бюджета. И главное здесь рационально распределить имеющиеся средства. На что и направлен программно-целевой метод бюджетного планирования, внедрение которого в России началось ещё в 2004 году. Опробовали его на практике и специалисты администрации Мегиона. Что даёт такой подход, в чём его суть и преимущества – об этом рассказывает директор департамента финансов Наталья Мартынюк.

- В основе программно-целевого планирования лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Проще говоря, его суть можно изложить в следующей логической схеме: цель – путь - способ - средства, с помощью которых достигается поставленная цель. Это один из инструментов бюджетирования, который позволяет определить приоритетные цели по использованию бюджетных средств, разработать взаимоувязанные мероприятия по их достижению в конкретно указанные сроки. Получается прямая взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами, в соответствии с теми приоритетами, которые мы для себя определили на территории нашего муниципального образования.

Программно - целевой метод активно используется при реализации целевых комплексных программ и обеспечивает эффективный результат. Главные распорядители бюджетных средств определяют самые острые проблемы, которые есть в городе, выдаётся задание на разработку программы, составляется её паспорт, определяются цели, задачи, формируется комплекс мероприятий, указываются ресурсы, ответственные, сроки исполнения, и затем обязательно подводится итог, даётся оценка эффективности использования средств. Как говорят в народе, зря мы потратили деньги или нет, получили или нет желаемый результат.

-Наталья Александровна, а в чём преимущества данного метода?

- Преимущество в том, что программно-целевой метод даёт четкое представление, на что тратятся бюджетные средства. Это сразу видно в программе, есть возможность оценить, достигнуты ли цели, выполнены ли поставленные задачи. Таким образом, обеспечивается прозрачность бюджета. Метод требует более дисциплинированного бюджетного процесса, устанавливает конкретные показатели результативности и расходов, становится невозможным использование выделенных средств на другие цели.

Недостатком является методическая незавершенность - на уровне Федерации, субъекта Федерации пока нет единого подхода к методике формирования самих программ. А для определения перспектив развития регионов и муниципалитетов важны общие правила игры в вопросах стратегического планирования.

- В Мегионе уже сегодня при формировании бюджета финансирование происходит под конкретные целевые программы?

- Да, этот метод мы используем уже длительное время. В рамках его реализации в декабре 2011 года принята целевая городская программа «Повышение эффективности бюджетных расходов», где одним из ожидаемых результатов реализации программы является рост доли населения, удовлетворённого качеством предоставляемых муниципальных услуг. К 2012 году уровень расходов бюджета муниципального образования, формируемых программно-целевым методом, должен достигнуть 25%, к 2013 году – не менее 30%. Добьёмся ли мы этого показателя, всё зависит от нас.

Распоряжением администрации города № 33 от 15.02. 02012 создана рабочая группа для реализации вышеназванной программы по различным направлениям. Каждому главному распорядителю бюджетных средств необходимо определить план мероприятий, их приоритетность. У нас приняты городские целевые программы, которые рассчитаны на несколько лет. И по истечении каждого года распорядитель бюджетных средств на основании оценки и анализа может вносить коррективы в принятую программу. Отменить те мероприятия, которые оказались неэффективными, а внести более актуальные, способствующие развитию социальной сферы. С точки зрения эффективности и рационального использования бюджетных средств, достижения конкретного результата такая возможность очень важна. Ведь в конечном итоге всё делается для жителей нашего города, для повышения качества их жизни. На 2012 год в бюджете Мегиона предусмотрена реализация 42 программ: 14 – за счёт средств федерального и окружного бюджетов , 20 муниципальных программ , 8 – ведомственных. Будем стараться их исполнять.

- Мегион, к сожалению, дотационный город, как в таких условиях осуществлять полноценное перспективное планирование, если объём доходов точно не определён и постоянно вносятся изменения в бюджет? Как предусмотреть при формировании программы, достаточно ли будет средств для её реализации?

- Мы нацеливаем распорядителей бюджета на то, что программы в первую очередь должны быть обоснованными. Необходимо соблюдать при формировании программных мероприятий принципы разумности, экономности, приоритетности расходов, исходя из возможностей нашего бюджета. Такие программы должны жить и работать, заявленные средства, которые отражены в бюджете, должны быть использованы. Когда в казну города поступают дополнительные доходы, они, прежде всего, направляются на выполнение социальных обязательств и реализацию целевых программ, которые мы взяли на себя. Это приоритет деятельности городской власти.

Ну и самое главное, у нас принята стратегия социально-экономического развития Мегиона на долгосрочную перспективу, утверждённая решением Думы. В ней учтены все направления жизнедеятельности города по отраслям: промышленность, жилищное строительство, ЖКК, здравоохранение, образование и т.д. Одним словом, всё, что в стратегии развития намечено, и должно находить отражение в конкретных программах по различным направлениям.

- И эти программы взаимосвязаны с окружными программами ?

- Конечно, у нас сегодня строятся, к примеру, спортивный комплекс и инфекционное отделение. Они включены в окружные программы, но здесь также предусмотрено софинансирование из местного бюджета, поэтому такие объекты отражены и в наших муниципальных программах. И так по всем направлениям, будь то строительство жилья, детских садов или благоустройство и ремонт дорог. Ведомственные программы, например, по профилактике туберкулёза, анти-спид и другие, включают городские мероприятия, которые не связаны с окружными. Их исполняют наши учреждения здравоохранения, культуры, образования, спорта, и финансируются они из местного бюджета.

- Наталья Александровна, какие проблемы затрудняют внедрение программно-целевого метода в нашем городе?

- Я не вижу здесь особых проблем. Нет каких-то препятствий, главное вовремя готовить документы, чтобы все планы реализовывались. С целью оказания методической помощи нашим бюджетным и автономным учреждениям разработаны нормативно-правовые акты, постановления администрации «О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ» и «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ». В рамках этих постановлений всё чётко прописано, каким образом составляются программы, что они включают в себя, как формируются цели и задачи, кто осуществляет мониторинг, контроль за исполнением и т.д. Наши главные распорядители обязаны ими пользоваться при разработке программ, контролировать исполнение, оценивать эффективность, чтобы использование бюджетных средств принесло ожидаемый результат.

И многое тут зависит от уровня исполнительной дисциплины специалистов. В этом году в городе реализуется 42 программы, в целом у нас хорошие показатели, но, как говорит глава, рано успокаиваться. Всегда есть, к чему стремиться, пределов совершенству нет. Надо отметить, что именно с того времени, как администрацию возглавил Михаил Сергеевич Игитов, активно началась работа по внедрению программно-целевого метода планирования, разработка городских программ. Мегион вошёл в окружные программы, и уже сегодня мы видим первые результаты, есть движение вперёд, город благоустраивается и развивается.

Беседовала Джамиля Шайдуллина

Цифры

В 2012 году в бюджете Мегиона предусмотрена реализация 42 программ:

14 программ - за счёт федерального и окружного бюджета на сумму 686 929,8 тысяч рублей;

20 муниципальных программ на сумму 204 675,6 тысяч рублей;

8 ведомственных программ на сумму 10 585, 2 тыс. рублей.

Объём расходов бюджета автономного округа, формируемых программно-целевым методом, по итогам 2011 года составил 42,2 млрд. руб.

С учётом всех источников финансирования, объём средств на реализацию окружных целевых программ составил 93, 5 млрд. рублей.



Обратная связь

20131111043813321_easyicon_net_256.png

Контактная информация

В бюджетах для граждан указывается контактная информация для граждан, которая включает сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты, ответственных за формирование бюджетов для граждан (Пункт 4)

Ответственные лица

В бюджетах для граждан указывается контактная информация для граждан, которая включает сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты, ответственных за формирование бюджетов для граждан (Пункт 4)

Информация

Все материалы раздела "Бюджет для граждан" сделаны согласно Методическим рекомендациям по представлению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме.

Об использовании информации сайта

Все материалы раздела "Бюджет для граждан" могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник


Яндекс.Метрика